Общественные обсуждения объекта государственной экологической экспертизы «Строительство складов №1, №2 и №3 Управления складского хозяйства АО «Архангельский ЦБК»Уведомление о проведении общественных обсуждений проектной документации объекта капитального строительства «Строительство Лесного селекционно-семеноводческого центра»Информация о проведении общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы «Строительство железнодорожных тупиковых путей №110, 113, 114, 115, 116, 121, 121А для отстоя вагонов»Итоги VI Детской экологической конференцииАрхангельский ЦБК удостоен Национальной премии целлюлозно-бумажной промышленности РоссииПо итогам 2022 г. АЦБК снизило выбросы парниковых газов на 42% по отношению к базовому 1990 г.Общественные обсуждения объекта государственной экологической экспертизы «Строительство складов №1, №2 и №3 Управления складского хозяйства АО «Архангельский ЦБК»Уведомление о проведении общественных обсуждений проектной документации объекта капитального строительства «Строительство Лесного селекционно-семеноводческого центра»Информация о проведении общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы «Строительство железнодорожных тупиковых путей №110, 113, 114, 115, 116, 121, 121А для отстоя вагонов»Итоги VI Детской экологической конференцииАрхангельский ЦБК удостоен Национальной премии целлюлозно-бумажной промышленности РоссииПо итогам 2022 г. АЦБК снизило выбросы парниковых газов на 42% по отношению к базовому 1990 г.Общественные обсуждения объекта государственной экологической экспертизы «Строительство складов №1, №2 и №3 Управления складского хозяйства АО «Архангельский ЦБК»Уведомление о проведении общественных обсуждений проектной документации объекта капитального строительства «Строительство Лесного селекционно-семеноводческого центра»Информация о проведении общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы «Строительство железнодорожных тупиковых путей №110, 113, 114, 115, 116, 121, 121А для отстоя вагонов»Итоги VI Детской экологической конференцииАрхангельский ЦБК удостоен Национальной премии целлюлозно-бумажной промышленности РоссииПо итогам 2022 г. АЦБК снизило выбросы парниковых газов на 42% по отношению к базовому 1990 г.

С принятием нового закона о РОП целесообразно одновременно гармонизировать подзаконные акты в области обращения с отходами

29 мар 2023

В настоящее время законопроект о расширенной ответственности производителей (РОП) ожидается с существенными изменениями требований как к организации утилизации, так и к экологическому сбору. У целлюлозно-бумажной промышленности есть время доработать концепцию своего видения РОП. Об этом было заявлено на выездном заседании Комитета по экологическим проблемам лесного комплекса Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России на площадке АО «Архангельский ЦБК» председатель Комитета по экологическим проблемам лесного комплекса Союза Анатолий Сафронов.

По мнению председателя Правления РАО «Бумпром» Юрия Лахтикова, «государство несколько однобоко понимает саму концепцию РОП: часть отраслевых предложений не были учтены в полной мере, но мы продолжаем на них настаивать». Это, по его словам, объективная оценка возможностей каждой подотрасли, в том числе, целлюлозно-бумажной, в сфере утилизации отходов, у которой экологичная продукция. У ЛПК огромное преимущество: работа с возобновляемыми и вторичными ресурсами.

По словам главы РАО «Бумпром», сейчас у государства в сфере РОП наблюдается желание пойти самым простым путем: найти того, кто может заплатить. В отрасли же считают, что это должен быть взвешенный подход и общая ответственность: и производителей продукции, и потребителей, и населения. Г-н Лахтиков призвал не сбрасывать опыт СССР, где сбор макулатуры стимулировался талонами на книги, то есть полноценной государственной политикой широкого эко-просвещения.

Несмотря на поддержку необходимости принятия нового законопроекта в целях совершенствования механизма РОП, игроки российской ЦБП считают, что новый закон, в предлагаемой пока редакции, не позволит в достаточной мере учесть наилучшие российские экологические практики вовлечения вторичного сырья в существующие технологии, а также не уточнит некоторые действующие требования. В качестве основы процессов утилизации в рамках РОП предложить практику организации целлюлозно – бумажного производства, как известно, исторически основанного на принципах рационального природопользования. Из главных необходимых акцентов ожидается, что закон уточнит, что РОП распространяется на товары и упаковку, переходящую в статус твердых коммунальных отходов. В настоящее время для товаропроизводителей, как представителей промышленности, существенным пробелом обсуждаемой системы РОП является отсутствие четкого и единого понимания основных ее понятий различными участниками.

По мнению специалистов отрасли, способы выполнения нормативов утилизации должны быть в двух форматах: как основной вид экономической деятельности и/или как вспомогательный, второстепенный процесс в рамках основной деятельности по производству соответствующего товара. В отношении ЦБП речь идет о возможности использования макулатуры для вида экономической деятельности – производство картона, как одного из вариантов выполнения нормативов утилизации.

Одновременно с принятием нового закона целесообразно гармонизировать с институтом РОП основополагающий документ при работе с отходами - Федеральный классификационный каталог отходов. А именно - расширение его назначения в части применения в системе РОП. На данный момент в нем нет конкретных распространенных видов отходов в части бумаги и картона, классически идентифицируемых населением как макулатура. В новом законе требования к идентификации сбора отходов, объектов обработки и/или утилизации, какими отходами надо управлять необходимо усиливать.

Таким образом, для обеспечения эффективного совершенствования концепции РОП и снижения рисков производителей, к дате вступления в действие нового закона необходимо обновить все действующие нормативные правовые акты в этой сфере, более четко прописав экологические аспекты. Новое законодательство о РОП должно гарантировать компаниям ряд условий, направленных на снижение их рисков. В частности, оно должно обеспечивать однократное выполнение норматива утилизации в отношении единицы материала по его циклу до изделия. В законодательстве необходимо учесть физическую невозможность выполнения нормативов утилизации на 100%.

Важнейшим аспектом является определение объекта распространения РОП: товары, товары в упаковке, упакованные товары, упаковку, товары без упаковки, продукции? Законодательство в области РОП должно быть гармонизировано с терминологией в областях различных производств, торговли, внешнеэкономической деятельности и т.д. В законодательстве о РОП должны быть определены конкретные виды упаковки, однозначно идентифицируемые для целей РОП признаки.

При этом, несмотря на все трудности, задачу по созданию прозрачного и действенного механизма расширенной ответственности производителей игроки ЦБП России считают выполнимой и не сомневаются в необходимости формирования подобного экологического инструмента.