Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России, РАО «Бумпром», Союз переработчиков пластмасс, Ассоциация «СтеклоСоюз» России, «Российский Союз химиков», Ассоциация текстильщиков России подписали меморандум с целью организации межотраслевой деятельности по реализации института расширенной ответственности производителей товаров и упаковки (далее — POП) и повышения эффективности взаимодействия производителей с органами государственной власти, иными заинтересованными сторонами в целях эффективного совершенствования POП.
Документ объединяет позиции отраслей промышленности производителей товаров и упаковки, в отношении которых законодательством установлена обязанность по утилизации после утраты такими товарами и упаковкой их потребительских свойств. Стороны считают необходимым учитывать отраслевые особенности при государственном регулировании деятельности в области утилизации отходов от использования товаров (ОИТ), обусловленные различиями технологических процессов по производству продукции в каждой отрасли и особенностями применения в этих процессах вторичного сырья, полученного из ОИТ, а также специальными требованиями к нему.
В частности, в отрасли производства полимерной и комбинированной с полимерами упаковки в части утилизации ее отходов следует обратить особое внимание на определение субъекта POП, учитывая различия процессов производства материалов для упаковки и самой упаковки из них. В мировой практике внедрения аналогичного законодательства (EPR) объектом регулирования выступает готовая упаковка изделия, предназначенного для потребления в быту, но не материал, из которого она изготовлена. Этот подход существенно облегчает администрирование сбора экологических платежей с субъектов POП.
Также следует обратить внимание на необходимость внесения изменений в методологию расчета суммы экологического сбора с целью исключения возможности применения экосбора для целей регулирования рынка упаковки и различных материалов для ее производства. Выбор материала упаковки обусловлен техническими требованиями к ее применению и ее функциональными и потребительскими свойствами. Требования к материалу и к свойствам самой упаковки определяются не производителем материала, а покупателем упаковки, фасующим в нее свой товар.
В отношении стеклянной тары особое внимание следует уделять чистоте процессов сбора ОИТ из стекла чтобы избежать появление опасных примесей в контактирующей с продуктами питания таре, полученной с использованием вторичных ресурсов из стекла.
В целлюлозно-бумажной промышленности доля мощностей по производству бумаги (картона) из макулатуры превышает долю мощностей по производству аналогичной продукции из первичного сырья. Таким образом, в условиях нового законодательства о POП в целлюлозно-бумажной промышленности формируются признаки необоснованной выгоды для производителей продукции из вторичного сырья за счет получения ими дополнительных средств в статусе утилизаторов ОИТ без их участия в переработке отходов бумаги и картона, извлеченных из смеси TKO. При текущем толковании законодательства, объемы утилизации отходов бумаги и картона уже превышают объемы производства товаров из первичного сырья, не обязывая утилизаторов ОИТ утилизировать бытовые отходы.
Принимая во внимание высокий процент содержания макулатуры в составе TKO, а также хорошо сформированную замкнутую систему ее использования для производства бумажной продукции, необходимо разграничить процессы производства бумаги и картона из макулатуры, и процессы утилизации отходов. Следует дополнительно определить статус и виды макулатуры в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы POП.
Участники меморандума также считают, что сферой регулирования POП являются товары потребления в быту, и ОИТ, при ненадлежащем сборе и накоплении которых формируются смешанные отходы, в том числе, TKO (ТБО). В связи с этим в отношении упаковки законодательство о POП должно распространяться исключительно на первичную и потребительскую упаковку согласно определению в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности упаковки» (TP TC 005/2011).
Субъектом POП в части упаковки должен являться производитель первичной потребительской упаковки, либо непосредственно производитель потребительского товара в упаковке в тех случаях, если упаковка формируется в процессе фасовки товара.
Законодательство о POП должно быть интегрировано в существующие нормы ведения хозяйственной деятельности, и не должно привести к существенному изменению стоимости товаров. Базовая ставка экологического сбора, согласно законодательству, должна рассчитываться на основе реальных экономических затрат на утилизацию отходов по отраслям производства. При этом, применение критериев повышающего коэффициента в методике должно быть согласовано с ФАС в случае, если методика используется в качестве меры регулирования спроса посредством искусственного влияния на цену товаров и упаковки. В любом случае суммарный размер повышающего коэффициента по сумме всех критериев не должен превышать значения 2, так как в противном случае следует говорить о необходимости пересмотра базовой ставки экологического сбора в связи с экономически необоснованным увеличением экологического платежа для производителей определенных видов товаров и упаковки.
Пересмотр повышающих критериев должен производиться также по фактическому положению сбора, обработки, утилизации отходов и использования вторичного сырья в стране, а не утверждаться в прогрессии на три года вперед, так как стремительное развитие переработки и доступность (при соблюдении определенных условий) вторичного сырья, несомненно, влияет на снижение критичности оценки уже в текущем году.
Согласно тексту меморандума, спрос на ту или иную упаковку формируется рынком с учетом функциональности упаковочных материалов и на основании применения участниками рынка наилучших доступных технологий. Регулирования рынка за счет искусственного увеличения стоимости тех или иных видов товаров нет в мировой практике, так как это нарушает права отдельных субъектов рынка и принцип равных рыночных возможностей и здоровой конкуренции.